Мир детства сладостен и тонок,
Как флейты плавающей звук.
Пока смеется мне ребенок,
Я знаю, что не зря живу!
Н. Власова
Прекрасна речь, когда она, как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: «О, как же ты красива!»
Е. Щукина
Я не зря поставила в эпиграф два четверостишья. Одно из них относится к миру детства, а другое – к речи. Оба эти четверостишья относятся и к моей профессии логопеда.
Итак, я учитель-логопед.
Моя профессия для меня это постоянное саморазвитие, самообразование. С ними меняются и мои суждения, приоритеты.
На мой взгляд, современный воспитатель — это исследователь, инициативный, широко образованный педагог, поэтому мне всегда хочется творчески, креативно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу. Если ранее я считала, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь признаю равнозначными все виды совместной деятельности педагогов и детей. На мой взгляд, очень важно научить ребенка уже в детском саду самостоятельно добывать и применять знания. В итоге у дошкольника формируются качества, необходимые для овладения учебной деятельностью — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность творческого самовыражения ребёнка.
Моя педагогическая философия основана на философии Сократа, который сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач. Но логопед, а правильнее сказать учитель-логопед сочетает в себе и педагога, и судью, и врача. Особенность профессии логопеда заключается в том, что специалист в этой области должен быть одновременно врачом, психологом и педагогом. Ведь зачастую нарушения речи тесно связаны с психологическими или даже физиологическими проблемами человека.
Начиная работу со своим воспитанником, я как логопед, даю оценку анамнезу его развития, среде, к которой он живёт и воспитывается, его физическому и психическому здоровью, уровню его интеллектуального и творческого потенциала. В этом мне очень помогает медицинское и дефектологическое образование.
Чтобы ребенок развивался успешно во всех направлениях, он должен как можно раньше овладеть речью, как инструментом общения и передачи информации. И это совсем не случайно. Речь – это одна из важных функций человека. Она открывает ребенку все достижения человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связаны развитие и психических процессов, формируется личность в целом. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт, и очень сложно тем детям, которые не могут говорить правильно. И здесь большое поле деятельности для хорошего логопеда.
Дети приходят ко мне доверчивыми, с широко открытыми глазами. Я вижу в этих глазах живой интерес к новому, не изведанному. Моя главная задача сделать так, чтобы этот интерес не угасал. Здесь не могу отказать себе в том, чтобы привести слова А.С. Макаренко, который писал: «Умение воспитывать – это все-таки искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». В этой связи, думается, что учитель-логопед, – это педагог, который сочетает профессии и учителя, и актёра, и музыканта, и дизайнера, и психолога. Учитель-логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво или, как ещё любят повторять учителя-логопеды, — «правильно».
Поэтому, создавая условия для овладения речью, я не забываю о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет в которой несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребёнка к диалогу. В моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, приласкать, посочувствовать, потому что самая большая ценность на Земле – это дети. А правильно свободно говорящие дети, — это в будущем лишенные комплексов, умелые специалисты и полноценные члены общества.
Чтобы достичь успеха, в моём представлении, учитель-логопед непременно должен быть увлечённым, иметь за душой что-то своё, особенное. Я культивирую в себе эти качества, и, наверное, поэтому мои воспитанники радуют успехами, занимаются с увлечением. Значит, я не просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, удовольствие ребёнка от правильно произнесенного слова. В эти минуты я сознаю, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. От интереса воспитанника протягиваю ниточку-тропинку к его способностям, познавать и открывать новое.
Для решения воспитательных задач стараюсь не только проводить коррекцию звукопроизношения, но и воспитывать у детей добрые чувства и любовь к окружающим, проявлять о них заботу, приносить радость своими делами и поступками, обеспечить атмосферу непринужденного общения, испытывать чувство удовлетворения от достижения результата.
Таким образом, я прихожу к выводу, что каждый профессиональный учитель-логопед, должен вырабатывать в себе определённые качества. Во- первых — недюжинное терпение, поскольку исправление дефектов речи — процесс достаточно длительный. Кроме того, логопеду необходимо умение подбирать индивидуальный подход к каждому пациенту, учитывая его особенности. Не менее важна и дипломатичность, ведь зачастую к нему приходят дети с уже сформировавшимися комплексами. И, наконец, самое главное — профессия учителя-логопеда подразумевает наличие серьёзной теоретической подготовки, от которой напрямую будет зависеть успех в работе.
Я долго думала над формулировкой педагогического девиза, который бы мог правильно описать мою педагогическую позицию, которой я придерживаюсь в своей работе. И я его нашла: «Успех педагога = глубина знаний + чуткое сердце + точное слово».
От всей души, благодарна им!
Работа моя — это сотни вопросов,
Различных вопросов, труднейших порой.
Мне нужно ответить родителям, детям
И часто, поверьте, себе же самой.
Комментарии (0)