Счастье – это мозаика, складывающаяся из разноцветных фрагментов. Каждый из них важен, стоит убрать из этой фрески любую часть, и картина теряет свою законченность, гармоничность. Моя семья, дети, общение с природой, холодные носы моих собак, гармония с собой, любимая профессия – не могу обойтись без этих слагаемых моей жизни.
Оглядываюсь на свой путь к профессии. Во что играла девочка, мама которой целыми днями пропадала в школе, будучи учителем, завучем? Конечно, в школу! Когда подросла, то к школьной тематике добавилась медицинская. Ведь все каникулы Люба проводила у дедушки в деревне. Любимый дед – ветеран войны, с многочисленными ранениями и контузиями. Во что стала играть девочка? Правильно, в больницу. Деда надо было вылечить, а тут без грамотного врача не обойтись. В старших классах зачитывалась книгами про микробиологов, вирусологов, инфекционистов. К тому времени она уже определила круг университетов с микробиологическими факультетами, все они были далеко от родного города, только в столичных республиканских городах, но это ничуть не смущало, когда четко поставлена цель. Но тут мама, которая к тому времени была председателем областной ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и параллельно заканчивала курс второго высшего, дефектологического образования, стала рассказывать о своей интересной, необычной профессии.
О логопедах в 80-е годы прошлого века все знали лишь по фильму «По семейным обстоятельствам», где этот чудо-специалист в исполнении Ролана Быкова избавлял детей от «фефектов фикции». Профессия необычная, редкая. Люба прочитала список предметов, изучаемых на факультете дефектологии: генетика, невропатология, анатомия и физиология органов слуха, психопатология, патологическая физиология – ого, да тут же сплошная любимая медицина! А, нет, вот еще: современная литература, языкознание, риторика и современный русский язык – так это же я тоже обожаю! А что, так бывает, чтобы в одной профессии слились и медицина, и филология? То есть мне не надо выбирать между школой и больницей, а можно заниматься всем и сразу?! Дефектологические факультеты в стране можно было по пальцам пересчитать. Как и их выпускников, дипломированных логопедов. В общем, выбор был сделан. Как оказалось, на всю жизнь.
Если бы мне кто-то тогда, в далеком 1983 году, когда я вышла из любимой школы с золотой медалью (школа с углубленным изучением химии, с феерично прекрасными учителями, влюбленными в свое дело и влюбившими в учебу нас): ну, смотри, сейчас ты поступишь в институт (ничего, что конкурс 10 человек на одно место), закончишь его и ВСЮ жизнь проработаешь в детском саду! Так вот, если бы мне это тогда сказали, может быть я, семнадцатилетняя и сникла бы от такой прозы жизни. В смысле ВСЮ жизнь? В обыкновенном детском саду?
Но сегодня, с высоты прожитых лет, я сказала бы себе, как говорю своей дочери, дописывающей диплом по коррекционной педагогике: да, всю твою профессиональную жизнь тебе будут доверять самое дорогое, что есть у человека – его детей. Да, они будут отличаться от тех беззаботных, безудержно болтающих и бегающих по детским площадкам с мамами. Но именно в твоих силах сделать их такими – общающимися без страха и стеснения со сверстниками и со взрослыми, умеющими подобрать нужные слова для выражения своих мыслей, научившиеся читать книги, рассказывать стихи – в общем, ты поможешь им стать ничем не отличающимися от сверстников, уверенными в себе. Или, как говорят родители моих выпускников: «Вы дали нам крылья, Любовь Львовна!»
Эти крылья не вырастают сами по себе. Мы вместе с детьми и родителями идем по тернистой тропе, по крупинкам собирая языковые навыки и умения. Как балерина у станка, так и логопед со своими подопечными проводят у зеркала в логопедическом кабинете кучу времени, методично повторяя одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, оттачивая работу мышц, развивая восприятие, мышление, память, вылепливая «человека говорящего».
Искусственный интеллект скоро заменит человека во многих профессиях, говорят специалисты. А вот тут я спокойна. Люди моей профессии никогда не останутся без работы. Работа с детьми, имеющими речевые проблемы – штучная, ювелирная, к каждому надо найти свой ключ, с каждым приходится придумывать новые приемы, нет двух одинаковых детей, к которым подходят абсолютно одинаковые способы коррекции. Я чувствую себя новичком в профессии с каждым новым учеником, намечая индивидуальный коррекционный маршрут. В общем, каждый учебный год – это новый квест, новая сверхзадача. И решить эту головоломку – дело чести! Назовите мне профессию, где все так динамично, интересно, многозадачно, рискованно и непредсказуемо, как в моем детсадовском кабинете? И где на кону стоит будущее ребенка, его успешность во взрослой жизни. А я назову.
Моя профессия – логопед, моя миссия – давать детям крылья!
Комментарии (0)