Прекрасна речь, когда она, как ручеек
Бежит среди камней чиста, нетороплива
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: «О, как же ты красива!»
Е. Щукин
Я не зря поставила в эпиграф четверостишье. Оно относится к миру детства, к речи. Это четверостишье относятся и к моей профессии учителя-логопеда. Профессия учитель — логопеда сравнительно новая. В прошлом дефекты речи не воспринимались как болезнь, требующая лечения. У кого-то эти проблемы проходили сами, остальные же говорили так, как могли. Впервые корректировать речь детей, обладающих слабым слухом, попытались в XVII веке в Европе. Если же у человека был хороший слух, но он просто не мог выговаривать несколько звуков, то исправлять это не пытались, считая это необязательным. Долгое время считали, что у дефектов речи физическая подоплека и лечить их нужно медицинскими препаратами. Лишь в середине ХХ века обратили внимание на психологические методы.
Итак, я учитель-логопед. Я учу детей правильно и красиво говорить. Для достижения своих воспитательно-образовательных целей и задач я использую общепедагогические (дидактические) принципы (системности, доступности, наглядности, сознательности, активности, прочности, индивидуальности). Не менее важны и методические принципы, т.е. составляющие основу моего педагогического мастерства.
Моя педагогическая философия основана на философииСократа, который сказал, что все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач. Но логопед, а правильнее сказать учитель-логопед сочетает в себе и педагога, и судью, и врача. Особенность профессии логопеда заключается в том, что специалист в этой области должен быть одновременно врачом, психологом и педагогом. Ведь зачастую нарушения речи тесно связаны с психологическими или даже физиологическими проблемами человека. Начиная работу со своим воспитанником, я как логопед, даю оценку анамнезу его развития, среде, к которой он живёт и воспитывается, его физическому и психическому здоровью, уровню его интеллектуального и творческого потенциала.
Чтобы ребенок развивался успешно во всех направлениях, он должен как можно раньше овладеть речью, как инструментом общения и передачи информации. И это совсем не случайно. Речь – это одна из важных функций человека. Она открывает ребенку все достижения человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связаны развитие и психических процессов, формируется личность в целом. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт, и очень сложно тем детям, которые не могут говорить правильно. И здесь большое поле деятельности для хорошего логопеда.
Учитель-логопед, как один из представителей современного отряда педагогических работников, – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Это просто хороший человек. Бесспорно, успех в работе зависит от профессиональных знаний, осведомлённости об отечественных и зарубежных достижениях в смежных с логопедией науках, от творческой активности и инициативы. Надо сказать, что я постоянно занимаюсь самообразованием. Но не только это даёт мне право думать об успехе. Думаю, что самое главное в педагогической деятельности – это личность учителя, его человеческие качества, которые притягивают ребёнка, помогают ему преодолеть робость, максимально раскрыться, вселяют уверенность в своих силах. Мой педагогический принцип – помочь ребёнку почувствовать свою самоценность в образовательной деятельности.
Дети приходят ко мне доверчивыми, с широко открытыми глазами. Я вижу в этих глазах живой интерес к новому, не изведанному. Моя главная задача сделать так, чтобы этот интерес не угасал. Здесь не могу отказать себе в том, чтобы привести слова А.С. Макаренко, который писал: «Умение воспитывать – это все-таки искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины». В этой связи, думается, что учитель-логопед, – это педагог, который сочетает профессии и учителя, и актёра, и музыканта, и дизайнера, и психолога. Учитель-логопед должен уметь любое слово, фразу, предложение так произнести, чтобы ребёнок захотел говорить красиво или, как ещё любят повторять учителя-логопеды, — «правильно».
Поэтому, создавая условия для овладения речью, я не забываю о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет в которой несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так можно увлечь, заинтересовать и пригласить ребёнка к диалогу. В моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, приласкать, посочувствовать, потому что самая большая ценность на Земле – это дети. А правильно свободно говорящие дети, — это в будущем лишенные комплексов, умелые специалисты и полноценные члены общества.
Чтобы достичь успеха, в моём представлении, учитель-логопед непременно должен быть увлечённым, иметь за душой что-то своё, особенное. Я культивирую в себе эти качества, и, наверное, поэтому мои воспитанники радуют успехами, занимаются с увлечением. Значит, я не просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть распахнутые детские глаза, удовольствие ребёнка от правильно произнесенного слова. В эти минуты я сознаю, что самое большое и значительное в мире закладывается здесь. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. От интереса воспитанника протягиваю ниточку-тропинку к его способностям, познавать и открывать новое.
Для решения воспитательных задач стараюсь не только проводить коррекцию звукопроизношения, но и воспитывать у детей добрые чувства и любовь к окружающим, проявлять о них заботу, приносить радость своими делами и поступками, обеспечить атмосферу непринужденного общения, испытывать чувство удовлетворения от достижения результата.
Таким образом, пришла к выводу, педагогами не рождаются – ими становятся, поэтому постоянно оттачиваю свое мастерство. Прохожу курсы повышения квалификации, слушаю и смотрю вебинары, читаю логопедическую литературу. Публикую свои работы на международных педагогических порталах, печатаюсь в журналах. Моя профессия – это постоянное познание нового и ежедневное творчество. На вопрос: «Кем вы работаете?» С гордостью отвечаю: «Я учитель-логопед!»
Комментарии (0)