
«Я благодарна своей судьбе,
что мой профессиональный путь –
это дорога добра, в которой ты являешься лучиком света и надежды для ближнего…»
Я по призванью – дефектолог.
Моя задача – научить
Определить предмет на ощупь,
Нарисовать, прочесть, сравнить,
Услышать, написать, обдумать,
Анализировать ответ.
Открыть дорогу в жизнь тем детям,
Коим так слабо светит свет.
Подкорректировать мышление,
Внимание, память, восприятие.
Я так люблю свою работу,
Что в радость каждое занятие.
Отправить в путь, открыть все двери,
К которым не было ключей,
Направить в правильное русло
Умения своих «особенных» детей.
Я работаю учителем-дефектологом в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №221 г. Челябинска» в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Провожу коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими низкий уровень познавательного развития. Вся коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальной и подгрупповой форме на основе ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста – игре, так как одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Все коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога направлены на:
– развитие мелкой моторики;
– развитие познавательно-исследовательской деятельности (сенсорного развития);
– на формирование элементарных математических представлений;
– на развитие пространственно-временных представлений;
– на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия);
– на ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы.
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И нам, учителям-дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии. В своей профессиональной деятельности я использую и владею следующими видами образовательных технологий:
– технология проектов;
– информационно-коммуникативные технологии;
– здоровьесберегающие технологии.
Технология проектов
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.
Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую следующие цели:
– активизация познавательных процессов;
– формирование у воспитанников интереса к творческому решению задачи;
– развитие и обогащение сенсорного опыта детей.
Информационно-коммуникативные технологии
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
– несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
– движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
– проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
– предоставляет возможность индивидуализации обучения;
– ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
– в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
– позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
– компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.
Здоровьесберегающие технологии
В процессе коррекционно-развивающего обучения, я использую следующие здоровьесберегающие технологии:
– физкультминутки или динамические паузы;
– пальчиковая гимнастика;
– зрительная гимнастика;
– кинезиологические упражнения;
– Су-Джок терапия;
– цветотерапия;
– пескотерапия
Важным в своей работе я считаю создание развивающей предметно-пространственной среды. Пространство кабинета организовано в виде разграниченных зон (рабочая, она же консультационная, учебная и коррекционно-развивающая), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, пособия, дидактические игры, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.
Основные требования к коррекционной предметно-развивающей среде кабинета учителя-дефектолога — это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.
Наполнение развивающих центров в кабинете соответствует изучаемой теме недели, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда создает возможность для познавательного развития, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением педагога и под его не директивным руководством.
Но дефектолог работает не только с детьми. Важно осуществлять взаимодействие с педагогами и специалистами на основе системы единых коррекционно-развивающих подходов к детям, которое мы реализуем через консультирование, совместное планирование, участие в ППк. Только наша комплексная и систематическая работа поможет скорректировать отклонения в развитии детей, приблизить их к норме.
Так же неотъемлемой частью работы дефектолога является взаимодействие с семьями воспитанников. Моя задача, как учителя – дефектолога, сделать родителей активными участниками образовательного процесса. Дети приходят в старшую группу из разных детских садов, и родители не сразу понимают значение коррекционною–развивающей работы в логопедической группе. Мы учим родителей адекватно оценивать успехи и возможности своего ребенка, формируем у них потребность в развитии своего ребенка не только в детском саду, но и дома.
Чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Я считаю, что у педагога профессионала должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. Он должен обладать творческим потенциалом, твердо верить в результат своего труда и, конечно же, любить детей всей душой.
Мне нравится работать с особыми детьми, творить, искать, вселять в них умения и надежду, радоваться их малейшим успехам и достижениям. А дети, в свою очередь, являются для меня учителями доброты, доверия и открытости к людям.
Замечая результаты своего труда, я убеждаюсь, что оставляю часть своей души, ее лучшую частичку, в чем-то светлом, вечном и нескончаемом. В нашем светлом будущем!
И я благодарна своей судьбе, что мой профессиональный путь – это дорога добра, в которой ты являешься лучиком света и надежды для ближнего.
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь!
Комментарии (0)