Наталья Генриховна Майборода – один их самых опытных педагогов МАДОУ «ДС № 477 г.Челябинска». Образование высшее — Шадринский государственный педагогический институт, квалификационная категория – первая. Стаж работы – 32 года.
Большой опыт работы Натальи Генриховны позволяет ей быть наставником для других педагогов. Поэтому именно с ней состоялся наш разговор о наставничестве, взаимоотношениях молодых и опытных коллег, о взаимной пользе.
— Я вспоминаю свой первый год работы после училища. В чем были проблемы? Что было самым сложным? Оказалось, много чего. Я плохо помню свой первый день, но зато хорошо помню его окончание: дети уснули, и я собралась домой.
Ты куда? – вопрос сменщицы, — До конца смены еще 2 часа!
Дети же спят!
Оказывается, в сончас тоже много работы, это я узнавала постепенно, причем, с появлением опыта ее становилось все больше.
— Моими первыми наставниками были моя сменщица и заведующая детским садом. Моя напарница была таким своеобразным «инструктором», она знакомила с тонкостями работы воспитателя, рассказывала про свои ошибки, чтобы я их не повторяла, указывала на мои, просто советовала, что нужно сделать и как. Заведующая, первое время, регулярно приходила ко мне в группу. Когда начинался «разбор полетов» она начинала с того, что я, оказывается, сделала много правильного и хорошего, о чем я даже не догадывалась. Я знала, что и это не получилось, и то не так задумывалось. Конечно, она говорила об ошибках и недостатках, но так, что мне не было обидно, а хотелось обязательно их исправить. Я всегда стремлюсь быть наставником похожим на мою первую заведующую.
— Я считаю, что главное в работе наставников, чтобы молодой специалист остался в профессии. Надо обязательно показать, рассказать, что все трудности, с которыми он сталкивается – преодолимы. Что-то будет приобретаться с опытом, с возрастом, какие-то технологии, находки – увидит у старших коллег. Наставник должен порекомендовать литературу, где можно подчерпнуть много полезного. Важно, чтобы молодой воспитатель не боялся, не стеснялся подходить к наставнику за советом. Для меня важно, в первую очередь, наладить человеческий контакт, ведь психологическая совместимость крайне необходима. И в случае, когда начинающий педагог думает, что он ничего не умеет, не знает, и наоборот, когда излишне самоуверен. Я, например, в разные моменты, была и в том, и другом качестве, и оба раза была неправа. Но это я сейчас поняла, а тогда мне бы очень помогли добрые советы. В работе наставника важно найти баланс между строгостью и мягкостью. Если наблюдаются ошибки, нужно прямо говорить о них, чтобы вместе найти способы их исправления.
— Наставничество хорошо тем, что и наставнику есть чему поучиться у молодых. Мы, стажисты, в целом излишне консервативны, думаем и делаем по-старому, по-накатанному. А молодые не боятся экспериментировать, знают о новых методиках, технологиях: что-то узнали во время учебы, что то нашли в интернете. Немаловажный момент еще и в том, что прежде чем давать совет, надо самой быть «в теме», а значит, если я чего-то не знаю, надо узнать! Тем самым я повышаю и свой профессиональный уровень.
— Сегодня я — воспитатель группы раннего возраста, но с удовольствием помогаю коллегам других групп. Моя работа очень ответственная и интересная, ведь я забочусь о маленьких детях, которые только начинают свой путь в этом мире. Глядя на них, я думаю, что они чем-то похожи на молодых воспитателей, которые начинают свой путь в профессии.
Каждый день я стараюсь сделать так, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно. Я помогаю им учиться говорить, играть и общаться друг с другом. Я также учу их быть самостоятельными и ответственными. Если перенести эти умения на молодых педагогов, то коллеги приходят ко мне за подсказками как играть с детьми и общаться с родителями, как не перейти грань от партнерства к панибратству.
Но самое главное, что я делаю, работая с малышами, — это создаю атмосферу любви и заботы. Я стараюсь быть для детей не только воспитателем, но и другом, который всегда готов выслушать и помочь. Вот и для молодых коллег я не строгий ментор, а помощник, советчик, супервизор.
Когда я провожу занятия или учу малышей водить хоровод и петь свой первый «Каравай», я вижу открытые глаза ребят. Дети очень стараются и передают мне свои добрые эмоции. Я очень горда успехам моих коллег, радуюсь, когда мои советы помогают. Всегда слушаю их с большим интересом и старалась запомнить все их истории, они пригодятся новым молодым педагогам.
Моя работа приносит радость и пользу маленьким детям, моим коллегам, а, значит, и мне.
5
Комментарии (0)