«Она для нас соратник!»
А дети сейчас другие? Этот вопрос я часто слышу от своих знакомых и родителей. Ответить на него не просто. С одной стороны — это изменения в обществе, осмысление семейных ценностей, проникновение в современную жизнь информационных технологий. С другой стороны — это вечные традиции воспитания, на которых основаны современные методики и приёмы. Эти и другие факторы влияют на воспитание детей и становление их как личностей.
Мне всегда хотелось доказать своим родителям, что их надежды на мою педагогическую карьеру оправданы. «Но я не мама!» — говорила я маме — директору школы, желая доказать, что свой учительский путь буду выстраивать самостоятельно. Я ребёнок 90-х… Мы взрослели в один из самых трудных и спорных периодов в истории страны. И в моей памяти мои школьные наставники, которые помогли сформироваться правильным, на мой взгляд, жизненным понятиям. Они не вставали на другую сторону баррикады, а давали нам свободу выбора, учили делать правильные выводы. Это было сотрудничество! И я это очень хорошо запомнила.
Придя работать в лицей, который в то время являлся федеральной площадкой по отработке модели совместной продуктивной деятельности, я окунулась в атмосферу сотрудничества между учителем – учеником – родителем. Уже тогда педагог и дети объединялись в общей деятельности принципами взаимоуважения, взаимопомощи и содружества. Уже тогда учитель выстраивал диалог с учениками, показывая внимательное и доброжелательное расположение к их рассуждениям, поощрение идей и мыслей, поддерживал инициативность в поиске решений.
Через много лет на выпускном вечере моя ученица сказала ведущему: «Она (то есть — я) для нас соратник!» Я была тронута и поняла, что добиться такой оценки учительской работы дорогого стоит. Но для этого надо понимать, как выстраивать с детьми отношения так, чтобы они чувствовали искреннюю заинтересованность, а не давление со стороны учителя.
Я — не мама… Так сложилось, что своих детей у меня нет. И опыт материнских отношений я имею только как дочь. Но в какой-то момент я поняла, что через свою работу я получаю в ответ настоящие эмоции радости и гордости за своих учеников. И современные дети точно так же нуждаются в понимании и участии, как и много лет назад. У нас выстраиваются гармоничные отношения, основанные на доверии. Дети чутко чувствуют фальшь. Это я тоже хорошо поняла. Открыться и рассказать о своей проблеме им легко только тогда, когда они чувствуют, что я действительно им сопереживаю, что я дам совет конкретный, понятный, действенный, который не будет обременён скучными нравоучениями и прописными истинами. «Мне нужен ваш совет». «Мне хочется услышать ваше мнение». А иногда простое короткое: «Юлия Сергеевна! Помогите». Эти слова заставляют меня погрузиться в каждую ситуацию и оказать помощь индивидуально. Так, чтобы это был приобретённый опыт, который поможет ребёнку в дальнейшем. Так, чтобы было ощущение, что решение пришло само. И исходило не от взрослого, а от ребёнка. Что это был его выбор. Это то самое сотрудничество, которому когда-то научили меня и которому теперь учу я!
Комментарии (0)